Главная » Файлы » Программа курса по "ТЕОЛОГИИ" » Дисциплины

ФИЛОСОФИЯ
[ Скачать с сервера (152.5 Kb) ] 02.10.2012, 09:48

1. Темы курса:

I. Предмет философии и структура истории философии.

1.       Предмет философии. История философии – объективный процесс развития философского знания.

2.       Метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии

 

II.  Античная философия.

3.       Происхождение античной философии.

4.       Философия досократиков.

5.       Классический период античной философии. Софисты и Сократ.

6.       Философия Платона.

7.       Философия Аристотеля.

8.       Основные философские школы эллинизма.

9.       Философия Плотина.

 

III.  Ранняя средневековая философия.

10.    Религиозная мысль первых веков.

11.    Философия блаж. Августина.

12.    Философская мысль в VIIX вв.

 

2. Краткое содержание

Раздел I. Предмет философии и истории философии.

Тема 1. Предмет философии. Виды философского знания: учение о бытии, познании, человеке, обществе. История философии – объективный процесс развития философского знания.

Тема 2. Метод философии. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Изучение истории философии как метод изучения философии

.

Раздел II.  Античная философия

Тема 3. Возникновение античной философии.

Древнегреческие религиозные мировоззрения: религии Зевса, Аполлона, Деметры, Диониса. Философия и мифология (Гомер, Гесиод, Орфей). Первые европейские философы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Поиски первоначала. Зарождение идеи субстанции. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз. Пифагорейский образ жизни. Учение о числе как основе мира. Космология. Учение о метемпсихозе (переселении душ). 

Тема 4. Философия досократиков.

Гераклит. Всеобщее изменение. Огонь как первоначало мира. Учение о противоположностях. Логос. Учение о человеке. Элейская школа. Ксенофан и его критика многобожия. Применение доказательства в философии. Парменид: учение о едином боге и едином бытии, путь знания и путь мнения. Отношение бытия и мышления. Апории (парадоксы) Зенона. Античная натурфилософия. Эмпедокл: поиски движущей причины мира; Любовь и Вражда. Анаксагор: учение о гомеомериях; Ум как движущая сила мира. Левкипп и Демокрит. Материализм и атомизм. Атом как бытие. Проблема движения атомов. Субъективизм в теории познания. Субъективность качеств. Учение о причинности; фатализм. Учение о душе, доказательство смертности души. Эвдемонистический и гномический характер этики Демокрита.

Тема 5. Классический период античной философии. Софисты и Сократ

Греческое Просвещение. Софисты (Протагор, Горгий и др.). Релятивизм и субъективизм. «Человек есть мера всех вещей». Отрицательное и положительное в философии софистов. Сократ. Борьба Сократа с софистами. «Апология Сократа» Платона. Введение новой проблематики — проблемы человека — в философию. Установка на самопознание. Майевтический метод Сократа. Ирония Сократа, учение о полном незнании. Рационализм Сократа и его этика. Роль Сократа в истории философии. Сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

Тема 6. Философия Платона

Жизнь и произведения Платона. Критика сенсуализма и материализма в диалоге «Теэтет». Учение об идеях. Идея как сущность вещи, причина, истинное ее бытие. Мир идей и верховная идея Блага. Проблема зла. Диалектика идей. Знание как припоминание. Виды знания; рассудок, разум, вера. Доказательства бессмертия души. Теология, учение о сотворении мира. Учение о человеке; яростное, вожделеющее и разумное начала в душе. Идеальное государство. Этика, эстетика. Платоновское понимание справедливости как соответствия каждого своему назначению. Роль Платона в истории философии. Академия после Платона. Платонизм и христианство.

Тема 7. Философия Аристотеля

Аристотель, его жизнь и трактаты. «Метафизика». Виды знания, превосходство первой философии. Основной закон бытия. Учение о четырех причинах. Критика платоновской теории идей. Учение о сущности, о форме и материи. Энтелехия. Возможность и действительность. Теология Аристотеля. Бог как неподвижный двигатель и мыслящий себя ум. Физика и космология, телеология. Проблема движения. Логика и силлогистика Аристотеля. Категории. Психология: душа как форма тела, единство души, «общее чувство». Этика, учение о счастье, о добродетели и пороке. Созерцательная жизнь философа. Учение о государстве. Аристотелизм и христианство.

Тема 8. Основные философские школы эллинизма.

Эллинистическая философия, ее основные черты. Эпикур: атомизм, учение о свободе, эвдемонизм. Ранний стоицизм (Зенон, Клеанф, Хрисипп): физика, логика, этика. Учение о логосе. Материализм стоиков. Теория познания, сенсуализм. Свобода человека и провидение. Стоический идеал мудреца. Теодицея. Пиррон и античный скептицизм. Атараксия (безмятежность) как идеал скептической жизни. Способ достижения этого идеала — скептические тропы Энесидема и Агриппы, воздержание от суждения. Секст Эмпирик. Двоякий способ использования скептических аргументов в христианской философии — Августин и Лактанций.

Тема 9. Философия Плотина.

Великий синтез античной философии: Плотин. «Эннеады». Доказательство существования умопостигаемого мира. Самопознание. Учение о трех ипостасях. Единство микро- и макрокосма. Единое: апофатическое и катафатическое описания. Божественный Ум: эманация и созерцание, мир идей. Душа и материя. Учение Плотина о человеке. Причины нисхождения души в тело. Бедственное положение человека в мире. Плотиновская теодицея. Мистический экстаз. Влияние Плотина на христианскую мысль первых веков. Отличие платонизма и плотинизма от христианского учения. Неоплатонизм: Порфирий, Ямвлих, Прокл.

Раздел III. Ранняя средневековая философия.

Тема 10. Религиозная мысль первых веков.

Проблема определения средневековой философии. Филон Александрийский. Аллегорическое толкование Священного Писания. Платоновские, скептические и стоические элементы в его философии. Учение о Логосе. Христианские апологеты. Иустин Философ, Татиан: их отношение к античной философии. Климент Александрийский: отношение христианства и философии, веры и разума. Тертуллиан: «философия — источник всех ересей». «Верую, ибо абсурдно». Учение о душе. Стоицизм Тертуллиана. Ориген: учение о Св. Троице, о Логосе, о душе. Платонизм Оригена. Еретические положения в учении Оригена и связь их с его философией.

Тема 11. Философия блаж. Августина.

Блаж. Августин. Жизнь и эволюция взглядов. История философии, отношение к различным античным школам. Платонизм Августина. Отношение веры и разума. Критика и преодоление скептицизма. Гносеология Августина: познание посредством чувств и ума, иллюминизм. Бог как Истина и Бытие. Учение о времени. Сотворение мира: экземпляризм. Учение о человеке: душа и тело, теодицея, свобода и предопределение. Полемика с манихейством и пелагианством. Этика Августина. Философия истории.

Тема 12. Философская мысль в VIIX вв.

Апофатическое богословие Дионисия Ареопагита, его теодицея. Иоанн Скот Эриугена. Отношение философии и религии. Учение о «четырех природах». Учение о человеке. Теория познания.


2. ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Раздел I. Предмет философии и истории философии.

Тема 1-2

Контрольные вопросы к занятию

1.Что отличает философию от науки и что объединяет их?

2.В чем сходство и различие философии и религии? Философии и искусства?

3.В чем достоинства изучения философии посредством изучения истории философии?

4.Почему богослову необходимо изучение философии?

Литература

Основная

Григорий Богослов, свт. Слова о богословии (1-е и 2-е) // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Сергив Посад, 1994, стр. 385-413 [1].

Дополнительная

Ахутин А.В. Дело философии// Ахутин А.В. Тяжба о бытии. Сборник философских работ. М., 1997. С.16-71.

Гурина М. Философия. М., 1998, с. 11-138.

Давыдова Г.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии, 1988, №2. С.40-53.

Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений? // Вопросы философии, 1992, №12. С.14-21.

Лега В.П. Многообразие философских систем как сущностная черта философии // Вестник ПСТГУ. № 1:16. М., 2006.

Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. С.57-71.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки, 1989, №6. С.52-62.

Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии, 1988, №8. С.118-125.

Ясперс К. Введение в философию. М., 2000.


 

5. ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1)       Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2005.

2)       Лега В.П. История западной философии. Ч. 1-2. М.: ПСТГУ, 2009.

3)       Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

 

Дополнительная:

1)      Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

2)      Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. М., 2003.

3)      Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

4)      Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000.

5)      Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004.

6)      История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.1. Философия древности и средневековья. М., 1995.

7)      Коплстон Ф. История средневековой философии. М., 1997.

8)       Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

9)      Соколов В.В. Историческое введение в философию. М., 2004.

10)   Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь, 2000.

11)   Трубецкой С.Н. Лекции по истории древней философии. М., 1997.

12)   Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

13)   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981.

14)   Шестов Л. Лекции по истории греческой философии. М., 2001.



[1] Полужирным шрифтом выделана литература, обязательная для чтения.

Категория: Дисциплины | Добавил: ВадимАлексеевич | Теги: Программа по философии РПИК
Просмотров: 795 | Загрузок: 133 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar